Одежда вельмож Испании эпохи Возрождения

костюм вельможи ИспанииВерхней королевской, а также торжественной придворной одеждой Испании была полукороткая или коротка я "ропон" на меху, с меховым или вышитым воротником. В последней четверти XVI века вместо ропона стали носить маленький плащ "каиита" или более длинный — "фиельтро", весьма удобные для испанской шпаги. Вообще плащ на протяжении нескольких столетий был основной верхней одеждой испанцев. Он имел несколько вариантов форм и названий. Классический плащ с капюшоном — капа — был широкий и длинный.

Головным убором в Испании в первой половине XVI века был мягкий берет с жестким, опущенным книзу бортиком, во второй — жесткая шляпа в форме усеченного конуса с небольшими полями. Даже в период наибольшего распространения широконосой обуви в Европе испанские аристократы носили узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами. Эта обувь сохранилась до конца XVI века. Сапоги были только военной обувью и, по обычаю того времени, имели мягкие узкие голенища и мягкую подошву. При сравнительной стабильности форм испанского костюма происходит очень интересное изменение его цветовой гаммы. Как было сказано выше, Испания на протяжении нескольких веков славилась своими роскошными тканями. Основными организаторами производства таких материй были арабы. От них испанцы и научились этому прибыльному ремеслу. Кроме различных шелковых тканей в Испании выделывались и шерстяные — разведение овец было одной из главных отраслей сельского хозяйства этой страны,— и, конечно, основная масса народа одевалась в материи собственного производства. Далеко не всегда это были дорогие материи с тканым рисунком, носили много одежды из полосатых или одноцветных тканей, но гамма их цветов всегда яркая. Иным становится цветовой строй испанского костюма в XVI веке.

испанский мужской костюмСо времени учреждения инквизиции (1480 год) постепенно меркнут краски испанских одежд, особенно в аристократической придворной среде. Во второй половине XVI века все чаще и чаще аристократы появляются в черном бархате и самыми распространенными цветами становятся черный, серый, белый, коричневый, то есть цвета главных монашеских орденов. Это совпадение едва ли можно считать случайным. Усиление официальной религиозности, пример фанатика короля Филиппа II, на склоне лет всегда одетого в строгие черные одежды (см. его портреты работы Пантохи де ля Крус), приводят к тому, что тусклая гамма цветов начинает служить символом серьезного образа мыслей, чуждого еретическим отклонениям, даже в какой-то мере является признаком благонадежности.

Однако если мы обратимся к "Назидательным новеллам" Сервантеса (1612 год), то увидим, что в различных социальных слоях, особенно среди незнатных горожан, носили много цветных одежд и даже испанское дворянство в провинции одевалось больше по своему вкусу, чем по примеру аристократов или придворных, выполнявших свои скучные обязанности в мрачном таинственном королевском дворце — Эскориалс, больше похожем на громадный монастырь.

На некоторых гравюрах XVI века есть изображения простых людей Испании — горожан среднего достатка. Их костюм заметно отличается от аристократического. Вместо узкого хубона с баской и выпуклым передом— "капингот" почти до колен простого и удобного покроя.

Своим костюмом Испании отличались и должностные лица — специальная форма во все времена всегда правильно ориентирует людей. Непременные участники пьес испанских драматургов — альгвасилы (представители местной власти, выполнявшие полицейские функции), имели костюм, в котором сохранялись элементы более ранних одежд. Это явление было настолько характерным, что даже и в XIX веке альгвасилы носили почти полностью костюм XVII века.