Женский итальянский костюм XV-XVI века

женский костюм ИталииОблик итальянок эпохи проторенессанса может восприниматься нами как явление недалекого прошлого, настолько прост и конструктивен был итальянский женский костюм этого времени. В нем также сказывалось влияние далеких античных традиций в широком понимании этого слова. Более сложным становится женский костюм в XV веке, особенно в периоды, когда в северные районы страны протлело влияние Франции, Бургундии и Германии. К таким видам одежды относился и упелянд — торжественное верхнее одеяние богатых женщин.

Однако в Италии упелянд получил своеобразные формы и вскоре превратился в чисто итальянскую одежду — женскую симару. Высокая талия упелянда сохранилась, но громадные, достигавшие пола рукава слились со спинкой, которая превратилась в мантию. Затем перестали сшивать боковые части и перед симары придерживали высоко расположенным поясом, оставлявшим спинку свободной. Когда женщина шла, то перекидывала через руки край спинки-мантии, создавая таким образом красивые драпировки. Подвижная пластичная симара, подобно ангинному гиматию или палле, создавала величественный облик женщины. Но, несмотря на ясно выраженную ангинную традицию, в этой одежде было больше динамики, сообщавшей женской фигуре легкость и некоторую стремительность, свойственные людям новой эпохи. Симара не была повседневной одеждой. Как торжественное одеяние она изображена на известной фреске Пьеро делла Франческа "Посещение Соломона царицей Савской": несколько женщин из свиты царицы — в симарах. Основной же женской одеждой в XV веке становится платье. Напомним, что в XIV—XV веках походившей по покрою на современное платье была котта. В Италии также существовала "котта". Но по поводу ее вида и назначения существуют разногласия, так же. как и относительно итальянского платья с отрезным лифом (XV век), называемого некоторыми "гамурра".

женская одежда ИталииДля нас важным является то, что отрезной, довольно узкий лиф и юбка в сборку или складку широко распространяются в Италии в XV веке. Покрой и вид такого платья видоизменялся на протяжении XV века и у различных социальных слоев оно выглядело по-разному. Великолепный образец этой одежды мы находим на известной фреске Д. Гирландайо "Рождество Иоанна Крестителя" (в церкви "Санта-Мария Новелла" во Флоренции), где художник изобразил итальянок, вернее — флорентинок, различных социальных кругов. Скромные, но изящные платья простых горожанок, принимающих участие в уходе за роженицей и новорожденным, и роскошное, из дорогой парчи одеяние невесты на знатной флорентинке (художник изобразил дочь богача Тарнабуоне), навещающей мать и младенца, создают разительный контраст. Жесты, одежда, облик горожанок живы, пластичны и эмоциональны, молодая Тарнабуоне застыла в своем показном величии — тяжелые складки ее одежды падают прямо, роскошная голубая парча с золотом окружает фигуру тяжелым футляром. Одежда сопровождающих женщин сложна и многослойна. Головной убор старшей — "куффья" — ритмически объединяется с драпировками плаща "мантелло".

В тяжелой застывшей форме одежды Тарнабуоне уже проступают характерные черты женского европейского костюма XVI века.