Одежда Древнего Израиля

С молоком матери израильтянин впитывал привычку к простоте быта; в домах потомков кочевников хаибри не было ничего лишнего, ничего, что служило бы только для украшения. Труд ремесленников также был направлен на изготовление вещей, имевших чисто функциональный характер. Если в более позднее время богатые люди окружают себя роскошью, то это уже прямо связано с иностранным влиянием.

То же самое можно сказать и об одежде древнего Израиля, да иначе и не могло быть поначалу, при кочевой жизни, в природных условиях Палестины, где в летний полдень палящее солнце раскаляет и почти плавит песок, а ночью температура резко падает. Зимой здесь идут дожди, иногда шестьдесят дней подряд, и выпадает снег, даже в Иерусалиме, а летом хамсин – жаркий южный ветер приносит с собой из аравийской пустыни иссушающий зной.

одежда древнего ИзраиляПлаток, который до сих пор носят в Палестине кочевники туареги (да и не только они), убрус – оптимально удобный головной убор в этих условиях. Есть несколько способов повязывать его, и с их помощью благодаря одному и тому же платку можно спастись и от жары, и от холодного ветра, и от дождя, и от песчаной бури.

В изготовлении одежды израильтяне использовали шерсть овец и коз, шкуры животных, льняное полотно – лен выращивали в Галилее и Иерихоне. Особенно ценилось тонкое льняное полотно, его привозили из Египта и называли «виссон». «И снял фараон перстень с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему» (Бытие, 41:37-44). Виссон упоминается и в книге Исхода, где перечисляются ткани, необходимые для изготовления скинии: «Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото, и серебро, и медь, и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью шерсть, и кожи бараньи красные, и кожи синие и дерево ситтим, елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения, камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника» (Исход, 25: 3-7).

Льняную одежду израильтяне, как правило, не окрашивали, лишь иногда в неё вплетали голубую нить. Иосиф получает от Иакова цветную одежду (скорее всего, она была из шерсти), что вызвало у старших сыновей зависть к младшему вовсе не потому, что им тоже хотелось пощеголять в пёстрых ефодах. Цветную одежду, сшитую из кусков разноцветной материи, по традиции отец дарил своему наследнику, именно это и было причиной недовольство братьев. После стрижки овец шерсть относили к белильщику, очищавшему ее от жира и вымывавшему ее в проточной воде, он клал шерсть на камень и топтал ее ногами, затем раскладывал на солнце, чтобы он просохла.

В момент Преображения Иисус предстает пред своими учениками в светлых одеждах. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Марк, 9:3).

Белильщики обычно селились рядом с водоемом, за пределами города, дабы не смущать жителей запахом своего ремесла, поскольку дух от мокрой шерсти был силён и малоприятен. Иногда овец держали в доме, чтобы их шерсть была особенно чистой. Шерсть окрашивали в голубой и алый цвета; пурпурную одежду привозили из Финикии. Красили в больших каменных чанах, закрепляя цвет с помощью поташа и гашеной извести. После окраски шерсть сушили и расчесывали. Женщины пряли ее с помощью ручных веретен; прядение считалось чисто женским занятием. В ветхозаветные времена было известно два вида ткацких станков – вертикальный и горизонтальный. К верхней части вертикального станка – навою – прикреплялись нити. «И древко копья его, как навой у ткачей» (Книга Царств, 17:7), – в смысле, такое же широкое, это сказано о Голиафе. Натяжение нитей обеспечивали маленькие грузы, подвешенные снизу. Горизонтальный станок имел два навоя. На ткацком станке можно было соткать цельное одеяние, как, например, хитон Иисуса, о котором у Иоанна сказано, что он «был не сшитый, а весь тканый сверху» (19:23). Ткач начинал ткать с одного рукава и заканчивал другим, оставив отверстие для головы.

Ткань в Израиле часто делали полосатой, свободные концы нитей скручивали в шнурки или оставляли в виде кисточек на полах. «Не надевай одежды, сотканной из разных веществ – из шерсти и льна вместе. Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься», – говорится во Второзаконии. «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали заповеди Господни и исполняли их» (Числа, 15:37-39). На узком ткацком станке ткали три полотна – одно для верхней части с рукавами, одно для переда, другое для спины. Иногда ткали по кругу, с середины, добавляя нити основы, и тогда одежда, подобно хитону Иисуса, также получалась цельнотканая.

Ткацкий станок был частым предметом домашнего обихода, он имелся в большинстве домов. Вот что говорит книга Притч о добродетельной жене:

Добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками (…) Протягивает руки свои к прялке и персты ее берутся за веретено (…) Не боится стужи для семьи своей потому, что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее (…) Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. (31:10-24)