Мужской итальянский костюм в начале XVI века
Во внешнем облике итальянцев постепенно исчезают юношеские черты — стройный стан, тонкая талия, завитые волосы. Но бороду и усы в конце XV—начале XVI века все еще бреют. Широкие верхние одежды из тяжелых тканей, их пышные рукава создают впечатление массивной фигуры, твердо и прочно стоящей на земле. Это впечатление усиливается низким головным убором "беретто" и обувью, хотя и мягкой, на мягкой подошве без каблуков, но с широким квадратным носком, прозванной современниками "медвежьей лапой".
Таким образом, в композиции итальянского мужского костюма начала XVI века начинает доминировать горизонталь. Наряду с широкой верхней одеждой, называвшейся "роба", существовал и ряд других разновидностей, которые можно уподобить современному пиджаку. Вечеллио (Вечеллио — дальний родственник Тициана — собрал, нарисовал и издал альбом современных ему костюмов, бытовавших в Италии) называет такую одежду "джуббоне" и на протяжении XVI века его форма видоизменяется несколько раз.
Джуббоне начала XVI века сложился под немецким влиянием. Вражда между городами приводит к тому, что наемные войска (а значительная часть наемных войск в Европе состояла из немцев и швейцарцев) наводняют Италию, и их костюм привлекает внимание итальянцев. Но джуббоне значительно отличался от немецкого фальтрока изысканностью пропорций, сдержанной гаммой цветов и отсутствием многочисленных разрезов. По-видимому с первого десятилетия XVI века джуббоне становится самой распространенной одеждой. Его делают с очень открытым квадратным воротом и сочетают с закрытым воротом рубашки. Многие щеголи носили такой джуббоне с рубашкой из тончайшего полотна, заложенной в мелкие складки. Из этой же ткани делали воротник-стойку. Рубашку украшали вышивкой. Иногда складки ворота сплошь зашивали плотным цветным узором, окаймленным тонкой черной нитью. По свидетельству Вечеллио, джуббоне 10—20-х годов XVI века носили вместе с головным убором "бальцо", но всеобщим головным убором оставалось беретто в различных вариантах.
В XVI веке постепенно изменяется и гамма цветов итальянского костюма. Разнообразные по рисунку и фактуре ткани, светлые или яркие, так хорошо гармонировавшие с общим характером костюма XV века. Сменяются все более сдержанными, затем темными и, наконец, черными. Это исчезновение жизнерадостных тонов из итальянского костюма, с одной стороны, тесно связано с испанским влиянием, с другой — с историческим крахом Италии. Италия превратилась в легкую добычу и этим, в первую очередь, воспользовалась Франция (в 1494—1559 годы — завоевательные войны в Италии), правда, без крупных окончательных результатов. Самый же страшный удар нанесла Испания, которая к 1529 году фактически овладела Италией (мир в Камбрэ). С этого времени в стране началась феодально-католическая реакция.
Власть испанцев приводит к постепенной деградации итальянской культуры, но феодальная реакция лишь усугубила процесс, начавшийся в период расцвета. Индивидуализм Возрождения, так обогативший европейское общество на заре зарождения капиталистических отношений, превратился в гнусные формы эгоцентризма, считавшего дозволенными все средства для достижения любой цели. Результатом этого было чудовищное падение нравов среди нобилитета (знатных слоев), связанная с этим потеря национального самосознания, так ярко прозвучавшего в итальянской жизни XV века. Итальянец, вызывавший преклонение и зависть у других европейцев в XV веке, в XVI веке становится синонимом предательства, коварства, продажности и тонко скрытого злодейства.
|