Социальный женский костюм Испании

женский испанский костюмИзменение цветовой гаммы на протяжении XV—XVI веков было характерно и для женского костюма. Чем больше распространялись вердугос, тем чаще испанки носили одежду из плотных тканей, и уже во второй половине XVI века жизнерадостная расцветка узоров испанской парчи сменяется сухим, довольно мелким рисунком, выполненным металлической нитью на одноцветном фоне. Наряду с этим увеличивается и роль драгоценностей в женском костюме.

Как было уже сказано, вердугос были распространены главным образом в придворно-аристократической среде и являлись некоей привилегией этого круга. Одежда же горожанок различных социальных слоев продолжала сохранять мягкие пластичные формы, свойственные испанскому костюму середины XV века.

Костюм женщин низших слоев городского населения состоял из рубашки, узкого, но не всегда облегающего фигуру лифа со съемными рукавами, и юбки, то заложенной кругом крупными складками, то сосборенной по талии. В XVIII и XIX веках лиф без рукавов превратился в отдельную часть народной одежды.

Верхней одеждой для улицы у испанок по-прежнему был плащ. Богатые носили плащи из шелковых или добротных шерстяных тканей и часто делали их на цветной подкладке. Крестьянки и бедные горожанки довольствовались накидками из грубого домотканого сукна. Самым любимым цветом этой верхней одежды как богатых, так и бедных был черный.

По обычаю всех народов того времени, замужние, особенно пожилые испанки, если только они не принадлежали к аристократической среде, покрывали голову белым платком или чепцом, в основу формы которого лег головной убор XV века — кофья-де-папос.

Эрцгерцогиня Анна Австрийская, королева Испании. 1563Различия в костюме Испании тех или иных социальных групп сохранились дольше, чем в других европейских странах. Причины этого лежали в своеобразии ее исторического пути на протяжении XVII и XVIII веков.

Картина: Эрцгерцогиня Анна Австрийская, королева Испании. 1563

Блестящая поверхность белой шелковой ткани, затканной мелким, редко расположенным рисунком, покрыта еще узкими разрезами. Сама ткань значительно более тонкая, чем материи, обычно употреблявшиеся в Испании для парадных женских платьев, и это сразу же изменяет впечатление от костюма. Он становится менее монолитным, теряет свойственную испанской женской одежде жесткость и примитивную скульптурность. Верхние рукава вакеро у проймы ложатся мягкими складками. Даже юбка, несмотря на то, что под ней находится жесткий каркас (вердугос), имеет более мягкую поверхность. Это впечатление создают многочисленные разрезы, покрывающие ее ткань. Однако костюм Анны Австрийской, отделанный вышивкой золотом, изобилует драгоценными украшениями, весьма изысканно сочетающимися с тканью и вышивкой. Все украшения сложного объемного рисунка — ожерелье (под воротником), пуговицы на лифе, пояс, проложенный по линии низа лифа,— сделаны из золота, жемчуга и темно-синих глубокого тона сапфиров. Жемчуга нет лишь в ожерелье, цепочке и пунтасах на бантах из белых атласных лент. Кружевная плоеная горгера на высоком стоячем воротнике сменила узкий рюш, которым был закончен воротник вставки у Изабеллы Португальской. И хотя костюм Анны строго испанский, ее прическа сделана по французскому образцу, созданному, согласно преданию, Марией Стюарт, когда она была королевой Франции. Небольшая черная бархатная шляпа с маленькими полями украшена вокруг драгоценностями и пучком белых страусовых перьев, прикрепленных золотой пряжкой с сапфирами и громадным жемчужным панделоком.