Элементы испанского женского костюма

женский костюм ИспанииСилуэт и элементы испанского женского костюма XVI века отличался ясностью четких линий и создавал определенную схему: два треугольника — малый (лиф) и большой (юбка) — расположены друг против друга, и вершины их пересекаются на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. Каркас лифа чаще всего был из металлических (на шарнирах) прорезных пластин, согнутых определенным образом и обтянутых тонкой замшей или бархатом. В нижнюю юбку из плотной ткани вшивали металлические обручи — это сооружение называлось вердугос, или "вертигадо". Сверх вердугос надевали юбку из черной тафты — "баскинья" и, наконец, верхнее платье (вестидо), которое некоторые историки называют "сайо" ( Согласно словарю Caftel (Lion, 1790 г.) — sayo (сайо) имеет три значения: 1) вид широкой верхней одежды; 2) без застежки — крестьянская одежда; 3) всякий вид одежды.). Оно состояло из лифа — "вакэро" со съемными и откидными фальшивыми рукавами или откидными рукавами особой формы и юбки клеш. Узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывавшими узкие съемные рукава, назывался "а lа jubon". Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, скрытой под валиком или фестонами. Пропорции фигуры, создаваемые этим костюмом, еще больше способствовали впечатлению стройности, но геометрическая четкость форм и линий придавала им большую сухость.

Жесткой форме испанской одежды соответствовали и другие детали костюма, например воротник, превратившийся к 90-м годам из узкого рюша в громадную плоеную гранголу.

женская одежда ИспанииМеталлический каркас, силуэт испанского женского костюма и плоеный крахмальный воротник завоевали всю Европу XVI века и создали славу "испанской моде". В Испании же возникла верхняя женская одежда с короткими или длинными рукавами — "ропа", также распространившаяся в других европейских странах. Существует предположение, что ропа была заимствована испанцами у мавров, и это подтверждается тем, что, например, во Франции ее называли марлотт, как и узкую верхнюю женскую одежду морисков.

Вердугос носили только в аристократической, особенно придворной среде, и они были обязательны для официального придворного женского костюма. На протяжении XVI века их форма несколько видоизменялась. В конце XVI столетия испанки значительно увеличили ширину вер-дугоса внизу. К этому времени изменились и пропорции костюма, что было признаком перехода к его новому художественному решению.

Испанки других областей одевались иначе, чем жительницы Мадрида. Так, большим своеобразием отличается костюм богатых жительниц Севильи. Хотя Севилья была довольно отдаленной областью Испании, но объемные формы этого женского костюма 30-х годов XVI века ближе к итальянским, чем к испанским. В то же время характерной испанской деталью является короткий тюник, из которого впоследствии образовалась "баска" национальной испанской женской одежды.

Примечательной особенностью всех трех костюмов является обувь на толстой деревянной подошве. Известно, что среди испанок считалось совершенно недопустимым и безнравственным показывать даже носки обуви, но это, вероятно, относилось к обычным туфлям, их делали из мягкой кожи, бархата или даже атласа, украшая вышивкой. Когда же испанка надевала обувь на деревянной подошве — "чапинес", то нога была видна почти до щиколотки. При этом, чем знатнее была дама, тем толще были деревяшки, которые часто украшали орнаментом, образованным блестящими шляпками медных гвоздей.