Женский испанский костюм Эпохи Ренесанса (XV-XVI века)

испанский женский костюмЛогическим завершением развития испанского женского костюма на протяжении XIV—XV веков было появление каркаса в одежде. Испанский женский костюм этого времени имел больше различий, чем сходства с общеевропейским.

Вся история костюма убеждает нас в том, что художественное решение внешнего женского облика формируется под влиянием двух основных факторов: положения женщины в данных социальных условиях, которое на определенных этапах может идти вразрез с установившимся, освященным традицией, и отношения к ней со стороны всего общества в целом, а также со стороны мужчин. Все остальные факторы, часто весьма многообразные, в том числе и эстетические, будут дополнять эти два и создавать разнообразную гамму многочисленных разновидностей костюма.

К середине же XV столетия черты своеобразия в нем становятся все более заметными и, как всегда это бывало у всех народов, появляется ряд женских головных уборов, характерных для данной страны. В это время испанское женское платье имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх (на лифе) и вниз (на юбке) расходятся лучеобразные складки. Это зрительно расширяло плечи, и фигура казалась особенно стройной, высокой. Платье часто дополнялось пелеринкой, неизвестной в других странах Европы, придававшей своеобразие облику испанки. Волосы испанок были гладко причесаны, с прямым пробором и заплетены в одну косу. Макушка головы была повязана тканью, в которую затем была завернута коса, перевитая крестообразно (сверху) до конца узкой черной лентой. Этот головной убор называли трансадо, он сохранялся в Испании до 20-х годов XVI века, а в некоторых местностях и до более позднего времени. Трансадо пришелся по вкусу итальянкам, которые некоторое время его носили. Испанки иногда соединяли трансадо с небольшим тюрбаном, перевитым лентой. женская одежда ИспанииВторой испанский головной убор — кофья-де-папос (его носили только женщины) — был из тонкого белого полотна и состоял из двух частей: наколки, непосредственно покрывавшей голову, из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутому такой же материей, и своеобразно задрапированного платка. Легким и красивым головным убором знатных женщин был "веспайо". Его делали из прозрачной белой ткани, он покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверх этого маленького покрывала надевали узкий металлический обруч, украшенный драгоценностями, который не давал ткани соскользнуть с головы.

Изысканная простота облика испанки свидетельствует о зрелости художественного вкуса, сложившегося в период, когда Испания успешно отвоевывала у мавров свои исконные земли. Но в это же самое время, незаметно для самих испанцев, изменяется и отношение к женщине. По мере того как уменьшалась территория военных действий и исчезали реальные причины для замкнутого образа жизни женщин, складываются стесняющие обычаи, тиранически требовавшие от испанок нарочито скромного поведения. Этот моральный кодекс определенным образом влияет и на испанский женский костюм. Постепенно пластичные формы одежды середины XV века сменяются более жесткими, большой плащ все чаще и чаще покрывает знатных испанок не только при выходе на улицу, а становится неотъемлемой частью их торжественного наряда. Мягкие ткани, чаще всего одноцветные, заменяются тяжелыми парчовыми, и фигуры испанок теряют обаяние юности, свойственное им в середине XV века.

Однако полнее всего идея превращения женского костюма в жесткий футляр воплотилась в костюме, который, по преданию, изобрела в 1468 году королева Кастилии Хуана Португальская, желавшая скрыть свою беременность. Ее изобретение настолько отвечало духу времени, что не только не удивило испанское общество, а быстро распространилось и в Кастилии, и в Арагоне и положило основу европейскому каркасному женскому костюму, просуществовавшему в разных вариантах до начала XX века.