Мужская одежда израильтян

Мужская одеждя израильтян конечно отличалаь у бедных иудеев отличалась от той, что носили богатые. «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захода солнца возврати ее, – говорится в Книге Исхода, – Ибо она есть единственный покров у него; одеяние тела его: в чём он будет спать?» У бедного крестьянина и в самом деле могла быть одна единственная подпоясанная туника из овечьей или козьей шерсти. Пояс в данном случае имеет очень большое, даже символическое значение. Он мог быть тканый или кожаный, мог представлять собой длинный кусок материи, сложенный в несколько раз, так, что в заложенной складке, точно в кармане можно было носить монеты и мелкие вещи. В Евангелии от Матфея Христос говорит ученикам: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (10.9). В поясе могли носить кинжал или чернильницу и перо, или гребень, чтобы расчесывать бороду. Выражение «препоясать чресла» означало быть готовым отправиться в путь, действовать; всё равно, как у нас «засучить рукава». Во время работы и в самом деле часто полы длинной туники подворачивали под пояс.

мужская израильская одеждаНижней мужской одеждой израильтян служила набедренная повязка, во время тяжелой физической работы часто крестьянин или строитель оставался в одной лишь набедренной повязке. Сверху надевали тунику из шерсти или льна; покрой ее был очень прост – длинный кусок материи складывали вдвое и сшивали по краям, оставив два отверстия для рук и прорезав одно для головы. Мужская туника доходила до середины икр, женская длиннее – до щиколоток и нередко делалась с вышитой кокеткой, причем в каждой деревне были свои традиционные узоры вышивок.

Туники красили в красный, синий, белый, желтый, чёрный цвета, нередко их ткали в полоску. Мужчины стягивали тунику поясом. Традиционной израильской одеждой, надеваемой поверх туники, был ефод – верхняя рубашка из двух полотнищ, по углам которой могли быть выпущены семи- или восьминитяные кисти. Фарисеи, желая подчеркнуть свою религиозность и приверженность традициям, делали эти кисти вдвое длиннее, чем обычно. По краю ефод нередко отделывался синими полосами. Ефод подпоясывали дважды – длинным тканым поясом, наподобие шарфа.

Богатые израильтяне иногда поверх туники носили легкий халат до колен. После вавилонского плена как верхнюю одежду носят также распашной кафтан до колен, с короткими рукавами, впоследствии у богатых израильтян входит в моду обычай носить несколько туник – одна поверх другой. В холодную погоду бедняки, пастухи и ремесленники, странники – все, кто в этом нуждался, носили плащ – длинный, тёплый, шерстяной, состоявший из двух кусков ткани, сшитых на плечах и по бокам, где были оставлены прорези для рук. Носили также драпировочный плащ, напоминавший греческий гиматий. Часто такой плащ служил бедному человеку и одеждой, и подстилкой, и одеялом во время сна.

Самые бедные люди одевались в шкуры животных; так, бросив вызов обществу богатых иудеев, наряжавшихся в дорогие одежды, одевались пророк Илия и Иоанн Креститель. Головной плат – убрус, то, что в наши дни получило название «арафатка», как уже было сказано, предохранял голову от самых разных «капризов» израильской погоды. Убрус мог быть пёстрым, полосатым или однотонным, часто белым, и представлял собой квадратный кусок материи, сшитый по диагонали. Его надевали, приложив складкой ко лбу и обвязывали шерстяным шнуром или кожаным ремешком, или узким куском свитой ткани. Во время молитвы иудеи надевали маленькие шапочки, покрывая сверху голову талитом – шерстяным покрывалом.

Иудейский царь носил такую же одежду, но из более дорогой ткани и с богатой отделкой, и длинную пурпуровую мантию. Голову израильского царя венчала корона с тремя зубцами, его скипетр заканчивался золотым цветком.

Много описаний израильской одежды можно найти в священных писаниях.

израильская одежда первосвященникаОдежда первосвященника подробно описана в книге Исхода:
«Вот одежды, которые они должны сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар (головное украшение) и пояс. (…) Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона, искусною работою. У него же должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан. И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из чистого золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых; шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне по порядку рождения их. Чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых, и вставь их в золотые гнезда. И положат два камня сии на нарамники ефода; это камни на память сынам Израилевым: и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти. И сделай гнезда из чистого золота; и сделай две цепочки из чистого золота, витыми сделай их работою плетеною, и прикрепи витые цепочки к гнездам (на нарамниках их спереди).

Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод. (…) Он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, – это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвертый ряд: хризолит, оникс, яспис. (…) Сих камней должно быть двенадцать по числу двенадцати имен сынов Израилевых. (…) К наперснику сделай две цепочки витые плетеною работою из чистого золота, и сделай к наперснику два кольца из золота и прикрепи два золотых кольца к двум концам наперсника. И вдень две плетеные цепочки из золота в оба кольца (…) а два конца двух цепочек прикрепи к двум гнездам, и прикрепи к нарамникам ефода с лицевой стороны его.
(…) И сделай верхнюю ризу к ефоду, всю голубого цвета. Среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должно быть обшивка тканая, подобно, как у отверстия брони, чтобы не дралось. По подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета и из крученого виссона вокруг по подолу ее; и позвонки золотые между ними кругом. Золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом. (…) И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезают на печати: «Святыня Господня». И прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так, чтобы она была на передней стороне кидара. И будет она на челе Аароновом (…) И сделай хитон из виссона и кидар из виссона, и сделай пояс узорчатой работы (…) и сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней
». ( Исход, 28:1-40)