Венецианский мужской костюм

венецианский мужской костюмИзменяется и внешний облик итальянца. Подражание испанцам, сосредоточившим в своих руках власть почти во всей стране, доходит до простого копирования. Лишь в северной части Италии, сохранившей самостоятельность, особенно в Венеции, продолжает развиваться итальянская культура, и расцветает искусство в его новых пленительных формах.

Наряду с тем, что в жизнь Венеции проникает влияние так называемых "испанских мод", венецианский мужской костюм сохраняет много местных особенностей, отвечающих эстетическим вкусам се обитателей. Если Флоренция при Лореицо Великолепном славилась своими празднествами, торжественными публичными аллегорическими шествиями, которыми руководили и которые оформляли крупные художники, то в Венеции, в силу ее природных особенностей- даже встреча двух-трех человек на небольших пространствах суши уже была событием для обывателей. Общаясь друг с другом вне дома, венецианцы были "как на выставке". Эта особенность их быта сказывалась в декоративности их костюма, в его ясно выраженной репрезентативности. Прежде всего, венецианский костюм был более крупных объемов, чем костюмы других местностей Италии. Затем в Венеции чаще носили длинные и широкие одежды. На картинах Тициана ("Мадонна Пе-заро", "Семейство Вендрамини" и др.) образ венецианского сенатора неразрывно связан с "симарой" из тяжелой венецианской парчи с крупным рисунком или из не менее дорогого бархата. Мех, слегка видный внутри широких рукавов, позволяет думать, что вся симара была на меховой подкладке, а, может быть, только изнутри оторочена широкой полосой. В подобных симарах или тогах Маттео Паган изобразил итальянских патрициев.

Пышный, сравнительно длинный джуббоне во второй половине XVI века сменяется узким, с выпуклым "брюхом" и небольшой баской, но и в это время в Венеции были распространены джуббоне более мягкой формы с баской, закрывавшей бедра.

Своеобразной, характерной именно для Венеции была красочная гамма костюма. В то время как почти вся Италия по примеру Испании одевалась в темные сумрачные тона, и общее разорение страны, падение производства знаменитых флорентийских сукон сильно ухудшило качество тканей, а следовательно, и красителей, венецианцы носили много светлых и ярких одежд. Наиболее часто встречались тогда красные одежды разных оттенков, от цвета зерен граната до пламенеющих лепестков мака, зеленые, подобные мху, или водам Адриатики, золотистые, как мед, или темно-коричневые, как тельце шмеля, голубые, как венецианское небо, или дымчато-голубовато-серые как переливы халцедона и, наконец, синие и белые самых разных оттенков. Верхней одеждой служит короткий плащ в двух вариантах: без рукавов, или с широкими короткими рукавами — его носили только накинутым на плечи. Подобная одежда, но несколько иного покроя, существовала в Испании. Низкий беретто с маленькими полями сохранялся в официальном или полуофициальном костюме небогатых и незнатных слоев горожан. В конце же столетия в крестьянском костюме появился беретто с отогнутыми полями, кикой носили феодалы еще в XV веке (последнее десятилетие). Модным головным убором у мужчин в последней четверти XVI века становится высокий ток, заметно отличавшийся от испанского. Полностью изменяется обувь: "медвежью лапу" сменяют мягкие туфли, украшенные разрезами.