Варианты венецианского женского костюма

венецианский женский костюмСчитается, что новый венецианский женский костюм сложился под влиянием испанских мод, потому что и тот и другой делались на каркасе.

Но испанский каркас женского костюма — металлический корсет и юбка вердугос с металлическими обручами — были иной формы. Испанский корсет сдавливал фигуру, делал ее плоской, венецианский же был достаточно свободным и создавал впечатление крупного тела, даже если женщина была худощавой. Форма юбки у испанок была правильно воронкообразной, она точно повторяла силуэт вердугос. Юбки венецианок всегда имели сборки и свободно лежали на нижней одежде.

Но самым важным и убедительным является полярность образного решения костюма испанок и венецианок. Венецианский костюм — это своеобразный гимн цветущей, земной женской красоте. Низкий вырез лифа, кружева, тончайшее полотно рубашки, открывавшей шею и грудь, жемчуг — все оттеняло тонкую кожу или создавало впечатление таковой, окружало лицо сиянием, блеском, придавало внешности женщины оттенок возвышенной чувственности. В строгом графическом силуэте испанского костюма с его закрытым воротом и туго крахмаленным плоеным воротником мы видим иные идеалы и иное понимание женской красоты. Эти идеалы, эти эстетические требования сложились не под влиянием итальянского гуманизма, а, скорее, под воздействием католичества и Востока с его жестокими требованиями изоляции женщин.
итальянский костюм

венецианская женская одеждаКо второй половине века венецианский женский костюм становится особенно пышным и декоративным.

Итак, в середине XVI века в венецианском женском костюме происходят следующие изменения: короткий лиф удлиняется и делается на каркасе, догаляне больше не носят — их заменяют узкие рукава с небольшим буфом вверху, часто украшенные мелкими разрезами. В платье такого покроя Тициан изобразил "Даму в белом". На этом портрете, а также на картинах Веронезе ("Мадонна с семейством Куччини" и Др.)" относящихся к 60-м годам, ясно видно, что женский венецианский костюм не имел каркаса для юбки. В это же время венецианки начинают носить верхнюю распашную одежду с короткими рукавами или буфом, известную во всей Европе как "марлотт", а в Италии — симара. Подобную одежду, но с кол околообразными рукавами Вечеллио называет гамурра. В Венеции симара испанского образца появилась как дань испанской моде, но и здесь она органично слилась с венецианским платьем — была широкой, но довольно прямой и имела стоячий веерообразный воротник. Головным убором венецианок для улицы были различные покрывала. (А домашние головные уборы во второй половине века венецианки уже не носят).

Разнообразные варианты венецианского костюма и других местностей Италии изображены Вечеллио в его знаменитом труде ("Habiti an-tichi et modemi di tutto il Mondo" Venezia, 1598), являющемся одной из первых работ по истории костюма. Вечеллио уделяет внимание не только парадной и повседневной одежде богатых венецианок, но знакомит нас и с обликом венецианок средних слоев.

Однако и на картинах Тициана мы видим женщин из парода в простых и изящных платьях, сохранивших стилистическую общность с одеждами их предшественниц XV века. Именно в этой среде дольше всего сохранялись традиции костюма Высокого Возрождения, частично перешедшие в народный крестьянский костюм более позднего времени.

У Вечеллио есть несколько изображений крестьянок различных местностей. Характерной особенностью их костюма является отрезной узкий лиф, носимый сверх рубашки, и широкая, но не длинная юбка. Эти элементы и силуэт сохраняются в костюме многих европейских народов вплоть до конца XIX века.

Добавить комментарий