Женский итальянский костюм начала XV века

женский костюм ИталииВ XV веке возникало иногда увлечение костюмами народов других стран. Обычно это было связано с каким-нибудь событием — женитьбой кого-либо из итальянских владетельных князей или проездом иностранной невесты через Италию и т. д. Так, на одном из известнейших "касоне" (свадебный сундук, в который клали приданое невесты), расписанном сценами свадьбы Бок-каччо Адимари и Лизы Нагарол-ли — изображено несколько женщин в довольно высоких французских "атур-а-буреле" с короткой вуалью.

Свадьба же Фридриха III и Элеоноры Португальской (Арагонской) послужила художнику Пинтуриккьо сюжетом для одной из фресок в библиотеке Пикколомини. У невесты и у ее подруги испанские головные уборы "трансадо", заимствованные итальянками.

В течение двух первых десятилетий XVI столетия итальянская женская одежда сохраняет мягкие формы, сочетание различных цветов, игра светотени делают ее чрезвычайно живописной, но крупные объемы, сложные линии разрезов и складок (особенно на рукавах) утяжеляют костюм. женский костюм Италии XV векаОн теряет ту изысканную пластичность, легкость и динамичность, которые были присущи ему в середине и начале второй половины XV века. Это изменение женского костюма происходит одновременно с мужским. Иным становится облик итальянок. Одним из первых воплотил этот новый облик Пальмо Веккио в своей картине-портрете "Три сестры". Но и Рафаэль на прославленной "Донна Велага" запечатлел образ цветущей женщины с округлыми формами и гладкой шелковистой кожей.

Женшины Пальмо Веккио воспринимались современниками как идеал красоты, особенно увлекались ими венецианцы.

Одновременно с мужским джуббоне с пышными вверху рукавами и бальцо у женщин появляется платье, весьма близкое по покрою к этому джуббоне. Сходство еще больше увеличивалось головным убором — женщины носили бальцо самых разнообразных видов. Пышные, громадные, широкие вверху рукава украшают всевозможными разрезами, которые заполняют тканью белой рубашки. Пышность и декоративность костюма итальянских патрицианок во многом была обусловлена образом жизни их общества. Если двор Лоренцо Великолепного славился - на всю Европу своими празднествами, то после кратковременного существования республики Саванаролы во Флоренции (1494— 1498 годы), когда под влиянием покаянного настроения, а иногда и страха, публично сжигали женские наряды и украшения, вакханалия роскоши не имела предела. Изобретательность и вкус итальянок и итальянцев соревнуются в новых выдумках, в создании все новых и новых костюмов.