Французскоя мужская одежда XV столетия

французский костюм мужчиныНачиная с 40-х годов заметно уменьшается общий объем французского мужского костюма. Облегающий фигуру пурпуэн со стоячим высоким воротником, по краю которого выпускали узкий рюш, и не слишком короткой баской сочетается с короткими, покрытыми вышитыми полосами о-де-шосс. Шамарр делают с небольшими рукавами шарообразной формы и украшают их продольными разрезами. Небольшой берет, отделанный страусовым пером и пряжкой, имеет маленькие отогнутые поля.

Наконец, в 50-х годах появляется короткий плащ с отложным воротником или совсем без воротника. Длинную одежду, которая в начале века была и торжественным одеянием королей, носят только пожилые горожане. Она также выполняет функции формы у должностных лиц или траурного одеяния. Широкий свободный "казак" продолжают носить как верхнюю одежду для улицы.

В это время правительство издает ряд эдиктов против роскоши, ограничивающих не только стоимость костюмов, но даже цвет одежды. Так, например, право носить костюм ярко-красного цвета (крамуази) имели только принцы и принцессы крови. Придворным дамам разрешалось делать одежду из бархата всех цветов, кроме крамуази. И гамма цветов одежды Франции постепенно меркнет, как бы в предчувствии траура Варфоломеевской ночи (1572 год).

костюм француза XV века 60-е годы — время усиления внутренних распрей во Франции, принявших форму религиозной борьбы, перешедшей в религиозные войны (1562—1588 годы). Разделение французов на два враждующих лагеря сказалось на многих сторонах жизни, и в частности на костюме. Возникло и внешнее противопоставление между католиками и гугенотами. Пышный двор, созданный Франциском I, продолжал поддерживаться и его преемниками. Драгоценные камни, привозимые испанцами из Америки, попадали и во Францию. Страсть украшать свою одежду, голову, руки великолепными произведениями не только итальянских или испанских ювелиров, но и французских, была свойственна французским феодалам не меньше, чем всем другим. Образ жизни двора поощрял все это и даже провинциальные дворяне— католики стремились подражать придворным. На фоне подлинной или поддельной роскоши костюм гугенотов, последователей швейцарского реформатора католической церкви Кальвина, казался простым и скромным. Гугеноты избегали носить одежду ярких цветов, довольствовались скромной отделкой. Испанский плоеный воротник для гугенотов был "дьявольским" изобретением. Костюмы рядовых участников этого массового движения, среди которых было много буржуазии, ремесленников и крестьян, отличались большой скромностью.