Женский французский костюм второй половины XVI века

женский костюм ФранцииЖенский костюм Франции резко изменяется в 80-х годах. Нагромождение крупных объемов, непомерное увеличение всех деталей так искажают фигуру, что костюм можно воспринимать скорее как нелепое архитектурное сооружение, чем как женское платье. Извращенность моды двора Генриха III была прямо пропорциональна царившим там нравам.

Изменение пропорций французского женского костюма 70—80-х годов повлекло за собой и изменение обуви. Вместо мягких закрытых туфель ("эскарпэн") носят итальянскую обувь без задников, но на деревянной подошве — "пианель"— и венецианскую на высоких деревянных подставках— "патен венисьен", сильно увеличивающую рост.

Гамма цветов придворной женской одежды Франции, как и мужской, в 70— 80-х годах была светлой, часто встречались сочетания нежных пастельных тонов — слоновой кости с серо-голубым, молочно-лимонного с блекло-сиреневым, но особенно много носили светло-красных тонов. Эти излюбленные цвета иногда сочетали с серым.

В буржуазных же кругах, куда также проникали новинки придворной среды, одежду делали больше из тканей темных цветов или в контрастных сочетаниях, как, например, зеленого и красного, коричневого и зеленого.

женская одежда ФранцииВ период гражданской войны и разобщенности страны появляется много местных особенностей в костюмах различных районов Франции. Это создавало большое разнообразие внешнего облика французов 70—80-х годов. Однако, несмотря на различия в костюмах, этот внешний облик не выходил за пределы установившегося и характерного для второй половины XVI века типа, отразившего эстетические взгляды своего времени.

В конце 90-х годов и начале XVII века несколько удлиняется талия и шнип (острый угол) лифа, валик на бедрах (вертюгадэн) располагают наклонно и сверх юбки платья: такой своеобразный тамбурин покрывают широкой трубчатой или заложенной складками баской, подобной воротнику-фрезе. Эта баска в нескольких вариантах (различной ширины) сохранялась в женском костюме в первом десятилетии XVII века. Особенно крупными были вертюгадэны, валики и баски на придворных платьях — королева Франции Мария Медичи была полной женщиной, и громоздкий костюм помогал ей превратить недостаток в эталон красоты.

После окончания гражданской войны, когда экономика Франции стала постепенно восстанавливаться, возобновилось и производство шелковых французских тканей. Для поднятия уровня этой области промышленности привозили турецких ткачих из Анатолии, которые вырабатывали ткани с привычным для них восточным рисунком. В конце 90-х годов и в начале XVII века французы уже выделывали шелковые ткани, затканные крупными цветами, птицами. Образцом для этих рисунков послужили цветы и птицы из первого зоопарка, учрежденного в Париже в конце 90-х годов.