Женский французский костюм XV-XVI века
Спокойные линии женского французского костюма конца XV века возникли как реакция на чрезмерную вычурность готического стиля одежды, существовавшего на протяжении почти шестидесяти лет. Этот тип костюма сохранился и в первом десятилетии XVI века. Но по мере распространения итальянского влияния французский женский аристократический парадный костюм становится более объемным. Это проявляется в том, что рукава роб делают из двух больших полос ткани, которые отделывают мехом по вертикальному краю и внизу, соединяя их у плеча и запястья завязками из лент.
В 20-х годах при дворе Франциска I придворные дамы начинают увлекаться испанским изобретением — вердугос, которые во Франции стали называть "вертюгад" или "вертюгаль". Появление вердугос во Франции совпадает с началом войн Франциска против испанского короля Карла V.
Французские вертюгали имели правильную форму усеченного конуса и внизу были шире испанских. Их делали из плотной жесткой ткани, в которую вшивали металлические обручи, а сверху покрывали тафтой. Теперь женский костюм состоял из следующих частей: рубашки с длинными рукавами, чулок из ткани, вертюгаля, к которому был добавлен лиф на каркасе — "баскин", стягивающий грудь и талию; котт с рукавами, надеваемый сверх баскина и вертюгаля, и роб — платья с распашной спереди юбкой. Юбка котт была видна спереди между расходящимися треугольником полами платья, и на ней не допускалось ни единой складки. Такой костюм, с небольшими изменениями, сохранялся как парадное придворное одеянье вплоть до 70-х годов.
Котт и роб всегда делали из тканей разных цветов и фактур. Особенно любимыми были сочетания гладкой ткани роб и узорчатой — на котт.
Испанские влияния в женском французском костюме, как и в мужском, сказались лишь в отдельных деталях. В 50-х годах перестают носить декольте, хотя у роб сохраняется вырез каре, который теперь закрывают тонкой тканью рубашки с высоким воротником-стойкой, законченным рюшем, а затем — вставкой из светлой ткани. Рукава делают более узкими, и, подобно пурпуэну, вверху они имеют пышный буф. Появляется и плоеный воротник "фреза", привезенный впервые Катариной Медичи, так же как и сердцевидный головной убор аттифэ, который она после смерти Генриха II неизменно носила с вдовьим черным костюмом почти тридцать лет.
Катарина Медичи познакомила француженок с кальсонами, которые в Италии женщины носили (под платьем) для верховой езды. Женщины сидели на лошади боком, и их ноги упирались в подвесную скамейку. Кальсоны делали из цветных дорогих тканей, вышивали шелками, золотом, серебром. Именно эти кальсоны взял Генрих III за образец для мужчин.
Французский женский костюм 70-х годов имеет четкий графический силуэт и в течение этого времени сравнительно невелик в объеме. Цвета французской одежды преимущественно темные, хотя на портретах встречаются также лиловые, желтые, серые, белые. Сверх роб с нераспашной юбкой носят марлотт — французский вариант испанской ропы и бэрн — марлотт без рукавов.
|