Женский французский костюм XV-XVI века

французский женский костюмСпокойные линии женского французского костюма конца XV века возникли как реакция на чрезмерную вычурность готического стиля одежды, существовавшего на протяжении почти шестидесяти лет. Этот тип костюма сохранился и в первом десятилетии XVI века. Но по мере распространения итальянского влияния французский женский аристократический парадный костюм становится более объемным. Это проявляется в том, что рукава роб делают из двух больших полос ткани, которые отделывают мехом по вертикальному краю и внизу, соединяя их у плеча и запястья завязками из лент.

В 20-х годах при дворе Франциска I придворные дамы начинают увлекаться испанским изобретением — вердугос, которые во Франции стали называть "вертюгад" или "вертюгаль". Появление вердугос во Франции совпадает с началом войн Франциска против испанского короля Карла V.

Французские вертюгали имели правильную форму усеченного конуса и внизу были шире испанских. Их делали из плотной жесткой ткани, в которую вшивали металлические обручи, а сверху покрывали тафтой. Теперь женский костюм состоял из следующих частей: рубашки с длинными рукавами, чулок из ткани, вертюгаля, к которому был добавлен лиф на каркасе — "баскин", стягивающий грудь и талию; котт с рукавами, надеваемый сверх баскина и вертюгаля, и роб — платья с распашной спереди юбкой. Юбка котт была видна спереди между расходящимися треугольником полами платья, и на ней не допускалось ни единой складки. Такой костюм, с небольшими изменениями, сохранялся как парадное придворное одеянье вплоть до 70-х годов.

французский костюм женщиныКотт и роб всегда делали из тканей разных цветов и фактур. Особенно любимыми были сочетания гладкой ткани роб и узорчатой — на котт.

Испанские влияния в женском французском костюме, как и в мужском, сказались лишь в отдельных деталях. В 50-х годах перестают носить декольте, хотя у роб сохраняется вырез каре, который теперь закрывают тонкой тканью рубашки с высоким воротником-стойкой, законченным рюшем, а затем — вставкой из светлой ткани. Рукава делают более узкими, и, подобно пурпуэну, вверху они имеют пышный буф. Появляется и плоеный воротник "фреза", привезенный впервые Катариной Медичи, так же как и сердцевидный головной убор аттифэ, который она после смерти Генриха II неизменно носила с вдовьим черным костюмом почти тридцать лет.

Катарина Медичи познакомила француженок с кальсонами, которые в Италии женщины носили (под платьем) для верховой езды. Женщины сидели на лошади боком, и их ноги упирались в подвесную скамейку. Кальсоны делали из цветных дорогих тканей, вышивали шелками, золотом, серебром. Именно эти кальсоны взял Генрих III за образец для мужчин.

Французский женский костюм 70-х годов имеет четкий графический силуэт и в течение этого времени сравнительно невелик в объеме. Цвета французской одежды преимущественно темные, хотя на портретах встречаются также лиловые, желтые, серые, белые. Сверх роб с нераспашной юбкой носят марлотт — французский вариант испанской ропы и бэрн — марлотт без рукавов.