Одежда Византийский знати

Византийский костюм знати отмечался чрезвычайной роскошью, великолепием, пестростью, свойственной Востоку. Цвета тканей - очень разнообразные, яркие, насыщенные. Особенно распространены были красный, синий, фиолетовый и зеленый окрас различных оттенков. Высоко ценился пурпур, разные темно-красные оттенки какого считался сугубо императорским цветом. Для узоров применяли красочные сочетания с введением дополнительно желтого, коричневого, белого и черного цветов.

одежда монархов ВизантииТкани с большими узорами имели большой спрос. Бытовали также полностью серые и кремовые ткани. Преобладали изображения животных (львов, слонов, быков), птиц (орлов, уток, павлинов) и фантастических существ (грифонов, пегасов, фениксов), вписанных в круги, иногоугольники и ромбы. Эти изображения соединяли в сплошной узор промежуточными розетками или растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами, лицом друг к другу. Размер рисунков на ткани нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позже появились узоры религиозного содержания: кресты, монограммы Христа (на щите), изображения ангелов, святых, богоматери, сцены из святого письма, а также условные фигуры бубновых, червовых, трефовых карт. Для бордюров на одежде широко использовали геометрический и стилизованний растительный орнамент с мотивами пальм, акантовых листьев и других растительных форм.

Распространение узорчатых тканей также вызывало необходимость перехода к обычной гладкой одежде, которая не образовывала бы глубокие складки и изгибы. Кроме сплошного узора, через все поле ткани накосили орнаментальные полосы, размещённые горизонтально (вокруг рукавов около запястья и выше локтя) и вертикально вдоль разрезов одежды - внизу и спереди по центру), а также орнаментальные пятна в виде разнообразных нашивок на плечах и груди. Среди последних особенное место занимал так называемый таблион - украшенная нашивка прямоугольной формы, расположенная почти в центре краев передней и задней полы плаща, который скалывался на плечах. Таблион был знаком отличия императора и высших придворныхчинов.

одежда духовенства ВизантииС такой роскошью, красочностью, пышностью византийского костюма соединялась простота кроя одежды и очень ограниченное разнообразие его видов. Почти весь наряд был унаследованная от позднего римского периода, причем женский костюм мало чем отличался от мужского. За исключением заимствованных у "варваров" штанов, которые стали обязятельным элементом мужского костюма, и мужчины и женщины носили почти одинаковые туники, далматики и плащи. У мужчин, как и у женщин, преобладала длинная одежда. Византийские феодалы, в отличие от западноевропейских, не должны были обычно носить оружие.

Классовая дифференциация костюмов Византии проявлялась четко, но не разницей типов и форм одежды, а стоимостью, богатством или наличием знаков различения трудовой принадлежности – различные нашивки (как, например, таблион) и соответствующих элементов и отделок костюмов (наплечники, перевязи, шарфы и тому подобное). Для обычного народа такой костюм был недоступен, и они должны были довольствоваться простой одеждой дешевых материалов, к тому же, как правило (особенно у мужчин), значительно короче, чем у знати.

Превращение церкви на могучую централизованную организацию и наибольшего феодала и выделение духовенства как привилегированного сословия, обусловили обособление церковного костюма. С разделением церкви в Византии к IX ст. сложилось сурово регламентированное богослужительное облачение православного духовенства перешло и к руской церкви и сохранилось почти неизменным до нашего времени. Военный, костюм мало чем отличался от древнеримского Византия, которая к ХIII века стала почти монопольным поставщиком дорогих узорчатых шелковых тканей и одновременно самой развитой в экономическом и культурном отношении государством Европы, оказывала значительное влияние на развитие костюма других европейских государств. Особенно это сказывалось на парадном костюме западноевропейских монархов раннего средневековья и на одежде знати (князей, бояр, духовенства) Древней Руси.