Одежда средневековой Европы

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /home/pavan113/public_html/suit-history.org.ua/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.
  • strict warning: Only variables should be passed by reference in /home/pavan113/public_html/suit-history.org.ua/sites/all/modules/google_cse/google_cse.module on line 236.

Вместе с падением в V в. н.э. древнего Рима исчезло навсегда рабовладельческое общество, и погибла античная цивилизация. В течение многих веков на территории теперешней Европы не было сколько-нибудь устойчивых государственных объединений. Они часто возникали и так же быстро погибали. Первое более долговечное государство появилось только к концу IX в. - государство франков.

одежда средневековой ФранцииСредневековые государства возникали на основе новых экономических отношений - феодальных, при которых основными силами общества являлись феодалы и находящиеся в крепостной зависимости от них крестьяне. После принятия христианства огромную роль и жизни людей начинает играть церковь. В монастырях развивается не только сельское хозяйство ремесла, но расцветают и различные искусства: искусство миниатюры, переписки книг, ювелирное искусство и т. д. Процесс формирования феодализма закончился в основном к X в. Истории культуры феодального общества делится на два основных периода - раннее средневековое (IX—XII вв.) и поздние (XIII-ХV в.).

Для средневекового общества очень важным элементом его структуры была сословная иерархия. На вершине сословной лестницы стоял король - крупный феодал, далее герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был подчиненным - вассалом, которым подчинялся только своему непосредственному патрону - сюзерену. Сословные различия в период позднего средневековья найдут свое выражение в форме костюмов.

Рассматривая культуру средневековья, и в частности костюм, имеется в виду костюмы Средней Европы в целом, без подразделения по отдельным областям, во-первых, потому что первоначально в Европе не было устойчивых государственных объединений, а во-вторых, потому что в период раннего средневековья можно было наблюдать единство развитии европейской культуры, которое осуществлялось первоначально христианской церковью.

В период раннего средневековья влияние на костюмы и одежду оказивает романский стиль, которые проявляется в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве. Как в архитектуре, так и в костюме романский стиль сложился благодаря скрещиванию двух культур - римской, античной и варварской.

одежда рыцаря средневековьяРоманский стиль проявился в архитектуре церквей, монастырей, замков. Его характерная особенность - тяжеловесность, массивность форм, полукруглое арки, толстые стены, небольшие проемы окон и дверей. Основным строительным материалом служил местный серий камень. Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру романской архитектуры. Преобладание темных цветов, сводчатые потолки, деревянные панели, полы из цветных терракотовых плит, покрытые шкурами камни, служившие для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колен - все создавало впечатление мрачности и неуютности.

В архитектуре и прикладном искусстве складывается готический стиль. Возникшим на основе романского готический стиль, однако, сильно от него отличается. В пропорциях архитектурных сооружений, в мебели, в готического периода преобладают тянущиеся вверх легкие, изящные формы. Конструкция готических сооружений состоит из сложной системы стрельчатых арок и опор - столбов, которые составляли как бы скелет здания, заполненный топкими стенами или витражами.

Мебель стала изящней, чем в раннем средневековье, и приобрела вытянутые пропорции. Часто ее украшали тонкой резьбой. Интерьеры готического стиля были менее мрачны, чем романские, больше наполнены светом, проникавшим через большие стрельчатые окна.

Средневековье, как и любой исторический период, создало свой идеалистический образ красоты человека, который определяется общим укладом жизни, развитием стилей в истусстве и основными устоями общества. Однако эстетические идеалы средневековья, которые складывались на протяжении многих солетий, были под влиянием и со стремлением церкви усмирить "греховную человеческую плоть". Согласно светским представлениям считалось красивым, чтобы женщина была высокой, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися бровями, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опуская глаза, слегка склонив голову и умело подхватывать платье, не волоча его по земле, и т. д. Классической страной средневековья можно назвать Францию, а Париж – "цветком средневековья".