Ткани и узоры арабского костюма

Издавна любимым цветом арабской одежды был белым. Сплошная белая одежда встречалась чаще всего в костюмах бедуинов как верхняя одежда оседлого населения, а также духовенства. Кроме белого, наиболее популярными в народе цветами арабской одежды были: коричневый (разных оттенков), синий (от светлого до очень темных тонов - индиго) и черный.

Широкое применение черных тканей в арабском костюме не связано с трауром. Это специфическая особенность арабской одежды, которая четко отличала его от европейского. Рядом с отмеченными ведущими общенародными цветами тканей, к которым можно отнести и красный, костюмы знати и зажиточных слоев городского населения в период расцвета арабской культуры имели значительно более богатую гамму цветных оттенков, особенно когда появились персидские ткани, которые характеризовались светлее и мягкими полутонами: зеленый цвет считался цветом пророка Мухаммеда, потому сначала его использовали для одежды лишь его потомков, а позднее - и хаджей, которые посещали религиозные "святыни" ислама в Мекке.

костюм персидского солдатаСамым распространенным, общим для трудового народа видом узорчатых тканей на Арабскому Востоке были полосаты с чередованием полос то одинаковой, то разной, ширины (причем в полосах особенно часто белий цвет совмещали с черным, коричневым и синим) с простым бордюрным геометрическим узором - спиралями, зигзагами, решеткой, бахромой. Костюмы знати шили из дорогих тканей со значительно более сложным орнаментом, что отвечало расцвету арабского декоративно-орнаментального искусства. Орнаментация характеризуется чрезвычайно сложным комбинированием и переплетением узоров. Узоры были в основном мелкими и укрывали всю декорированную плоскость. В них совмещались ажурность и изысканность с пышностью и пестростью. По мотиву и типу орнамента арабские ткани со сложным узором можно разделить на четыре основные группы: с изображениями фантастических и реальных животных, свойственными раннему периоду; с геометрическим узором в виде сложного переплета простых фигур с растительным арнаментом (густо раскиданными мелкими ветвями, стеблями, листьями и цветами в сложных сочетаниях), а также с т.н. называемым эпистолярным орнаментом. В эпистолярном орнаменте, особенно специфическом для Арабского Востока, как узоры использовались надписи (переизданные цитаты из Корана или высказывания мудрецов, пожелания благоденствия и возвеличивания), которые вводились как дополнительный элемент в арабеску. Изображение животных и людей в узорах начиная с IX века совсем исчезли, т.к. ислам их запрещал. Если принять во внимание, что узоры на тканях часто являли собой самое разнообразное комбинирование различных видов орнаментирования, а также то, что кроме собственных арабских тканей, в странах Арабского Востока в поздний период обращались также к персидским и, отчасти к турецким тканям, то можно представить все разнообразие используемых в "восточном костюме" тканей. В арабском костюме почти совсем не применяли никакого рельефного орнамента. Исключение составляли разве что бахрома и кисти, которыми нередко украшали края арабской одежды, особенно женской.

Одной из характерных особенностей арабской одежды и всего "восточного костюма" была многочисленность подвешиваемых украшений. Правда, эта черта свойственная только женским костюмам, поскольку традиционная простота "кочевой" основы мужских костюмов и религиозное запрещение для мужчин носить на себе разнообразные украшения (за исключением перстней, поясов и амулетов) продолжала сводить количество подвешиваемых украшений к минимуму, даже в роскошных костюмах знати позднего периода. Склонность к украшениям у мужчин проявлялась в основном к оружию, которое было неотъемлемой частью костюма. Сабли, кинжалы, а впоследствии - пистолеты и даже ружья чрезвычайно пышно декорировались инкрустацией, чеканкой, воронением, резблением, а также жемчугами и драгоценными камнями, особенно бирюзой. Относительно украшений в женской одежде, то они были очень разнообразными (диадемы, серьги, носовые кольца, ожерелья, браслеты, в том числе для ног, брошки, перстни) и носили их во всех слоях общества. Такое распространение подвешиваемых украшений связанно с кочевым способом жизни, когда хранение приобретенного богатства должно было осуществляться в форме легких подвешиваемых украшений, в которых совмещалась относительно высокая ценность небольшой размер.