Особенности арабского костюма

Основой особенности арабских костюмов был костюм бедуина-кочевника. Приспособленный к условиям полупустынь и пустынь, он отмечался в первую очередь просторностью, неприталенностью и надежно защищал от жары и ветра. Такой, преимущественно длинный, костюм прикрывал все тело, нередко даже лицо. В просторной и длинной одежде кочевники могли и ночевать.

особенности арабского костюмаПозже, развитие земледелия и ремесел в арабских странах, а также распространение роскоши в быту знати и богатых слоев городского населения, способствовали созданию костюмов оседлого населения (в первую очередь городского), которые значительно отличались от одежды кочевников. Следовательно, в течение всего средневековья существовали два варианта арабского костюма - "оседлый" и " кочевой", причем "кочевой" не был совсем вытеснен, поскольку кочевой образ жизни сохранился в части населения стран Арабского Востока не только в средние века, но и до наших дней. Однако даже городской арабский костюм не потерял общие черты своей "кочевой" основы - просторный, неприталенный и длинный. Сохранение кочевого образа жизни обусловило постоянство в арабском костюме, особенно в "кочевом" его варианте, наиболее просторной одежды, которая легко обвертывалась вокруг тела (плащей, покрывал, поясов, платков, и тому подобное).

Социальная дифференциация костюмов в странах Арабского Востока четко не проявлялась, особенно в ранний период: даже духовенство не выделялось среди населения. Кроме отсутствия замкнутых, сурово обособленных, состояний и частичного сохранения родоплеменной организации (какая связывала определенной общностью всех членов, невзирая на существенное имущественное неравенство), действовали и религиозные установки. Магометанство, по крайней мере относительно мужских костюмов, требует простоты в одежде. Отличия в одежде феодалов, купцов, ремесленников и крестьян (как мужчин, так и женщин), сводились преимущественно к качеству материалов, количеству наряда, количеству и драгоценности украшений и иногда, к некоторым деталям костюмов. Эти отличия, правда, часто было очень резкими и подчеркивали глубокую бездну между нищетой крестьянства и городской бедноты, с одной стороны, и утонченной роскошью знати, из другой. Хотя мужской и женский арабские костюмы, как правило, полностью прикрывают тело, однако частичное его обнажение на Востоке никогда не рассматривалось как что-то недопустимое, неприличное. Об этом свидетельствует, например, такая мужская одежда, как набедренная повязка, причем не только у трудового населения во время работы, а даже у паломников (когда они приходят к святыням в Мекке) и у некоторых монахов - дервишей. Арабские женщины носили достаточно глубокие декольте, могли обнажать руки, а танцовщицы нередко открывали даже плечи и живот.

одежда персидского солдатаНаряду с этим во всех мусульманских странах издавна существовал обычай, который требовал от женщин при выходе на улицу закрывать лицо и заворачивать плотно всю фигуру. В основном этого обычая, связанного с зависимым положением женщины, строго придерживались, особенно среди городского населения, в отличие от них бедуинки и крестьянки его часто полностью игнорировали.

Ассортимент ткачества для арабских костюмов был чрезвычайно разнообразен, поскольку уровень развития текстильного производства на всем Арабском Востоке и в покоренных арабами странах был очень высок. Особенную известность получили сирийские, персидские, среднеазиатские, египетские, испано-мавританские и сицилийские ткани. Некоторые, существующие и сегодня названия тканей возникли от наименований больших средневековых текстильных центров Востока (например, муслин - от города Мосул, дама - от города Дамаск и т. д.). Самыми распространенными материалами для тканей была шерсть (основной продукт кочевого скотоводства) и хлопок, который выращивали везде на орошаемых землях. Ткани для верхней одежды, особенно плащей кочевников, производились часто из грубой верблюжьей шерсти, а овечью шерсть использовали для изготовления плотных, ворсистых и очень тонких тканей. Хлопковые ткани также имели много сортов, в частности плотные – бязь, миткаль и сатин, тонкий батист - и самые тонкие - муслин. Из шелка шили преимущественно костюмы знати и городской верхушки, особенно в период распространения роскоши (с X в.). Значительную роль играли шелковые ткани в женских костюмах: праздничный наряд из них шили более широкие слои населения. Разнообразие шелковых тканей, производство которых базировалось на быстром развитии шелководства в Средней Азии, Иране, Сирии, Испании, было очень большим.